https://youtu.be/UixmGEYA8FsПосле пражской премьеры фильма Манон Луазо ответила на вопросы Радио Свобода.
– Это ваш пятый фильм о Чечне. Когда вы впервые туда приехали?
– В 1997-м я снимала фильм о русских матерях, которые искали своих сыновей, солдат, дезертировавших и оставшихся в Чечне. Потом снимала вторую войну, роддом, хронику исчезновений, которые продолжаются до сих пор.
– В начале нового фильма вы задаете вопрос: почему Чечня, столько лет воевавшая с Россией, стала оплотом путинизма? Каков ответ?
Я очень боюсь будущего, я думаю, что самые мрачные дни впереди
– Это абсолютная шизофрения. Я была там и во время войны, и потом, во время "восстановления конституционного порядка" после второй кампании. Тогда люди говорили "свобода или смерть". А сейчас чеченцы называют проспект именем Путина, празднуют день рождения Путина. После стольких лет войны, похищений, пыток все просто устали от страха. Я снова встретилась с людьми, с которыми познакомилась 15-20 лет назад. Им страшнее сегодня, чем в ту пору, когда шла война. Потому что сейчас свои убивают своих. Нет больше русской армии, которая их бомбит, нет зачисток, но чеченцы убивают своих. Все боятся, что соседи или даже родственники донесут, боятся каждый вечер, что кто-то постучит в дверь. Война до сих пор продолжается.
( Read more... )