
Картина Карла Брюллова "Христос во гробе", решением суда, будет конфискована у граждан Германии Александра и Ирины Певзнер, которые привезли ее на экспертизу в Русский музей.
Карл Брюллов написал "Христа во гробе" для домовой часовни графа Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии, который после убийства Александра II уехал в Германию, увезя с собой и полотно Брюллова. Живущий в Германии коллекционер Александр Певзнер со своей супругой Ириной купил его за 100 тысяч евро в 2002 году – достаточно скромная сумма для картины размером 2х1,5 м. Как пояснил сам Александр Певзнер, цена была обусловлена тем, что на картине не стояло подписи: "Там было много покупателей, но все боялись, никто не верил, что это Брюллов, а я рискнул. Я так оформил договор, что он вступал в силу только в случае, если авторство Брюллова признает Государственный русский музей. Другие этого не сделали", – рассказывает Певзнер.
По словам коллекционера, атрибутировать шедевр можно было только в Русском музее: "Картина является так называемым транспарантом, она написана на тонком холсте для рассмотрения на просвет – ее должны были подсвечивать сзади: ставить перед окном или перед свечами. У нее нет аналогов, потому что от этого свечного освещения транспаранты рассыпались, до нашего времени дошли единицы, – объясняет Александр Певзнер. – На экспертизе обычно проводится сравнение внутренней структуры живописного слоя, например, делается рентген, и на нем видно, как художник выстраивал изображение. Эта картина написана очень тонким слоем краски, и такие методы исследования, как рентген, непригодны. На Западе очень мало картин Брюллова, в Германии вообще нет ни одной, а в Русском музее около ста полотен. Поэтому надежно атрибутировать ее в Европе было практически невозможно". По словам Певзнера, Русский музей сразу проявил желание приобрести "Христа" за 400 тысяч долларов, но только Министерство культуры денег не давало, у музея их не было, да и сам коллекционер продавать картину не собирался. "Музей на меня давил, уговаривал, предложил мне даже сделать выставку к 300-летию Санкт-Петербурга для привлечения спонсоров. Я отказался", – говорит Певзнер.
Читать дальше